Апокалипсис стал главной темой глобальных СМИ и это пугает ученых.

studyfinds.org: Экспоненциальный рост искусственного интеллекта за последний год вызвал дискуссии о том, подходит ли к концу эра человеческого доминирования на нашей планете. Самые мрачные прогнозы утверждают, что Машины возьмут верх в течение пяти-десяти лет .

Опасения перед Искусственным Интеллектом – не единственное, что вызывает обеспокоенность общественности по поводу Конца Света. Изменение климата и пандемические заболевания также являются хорошо известными угрозами. Сообщать об этих проблемах и называть их потенциальным «апокалипсисом» стало обычным явлением в средствах массовой информации – настолько распространенным, что это может остаться незамеченным или просто быть списано как гипербола.

Значимо ли использование слова «апокалипсис» в средствах массовой информации? Наш общий интерес к тому, как американская общественность понимает апокалиптические угрозы, объединил нас, чтобы ответить на этот вопрос. Один из нас изучает апокалипсис в древнем мире , а другой изучает освещение в прессе современных проблем .

Отслеживая события, которые СМИ называют «апокалиптическими», мы можем понять, как меняются наши страхи перед потенциальными катастрофами. Мы обнаружили, что дискуссии об апокалипсисе объединяют древнее и современное, религиозное и светское, мистическое и рациональное. Они показывают, как термин, уходящий корнями в классическую Грецию и раннее христианство, помогает нам сегодня выразить наши самые глубокие тревоги.

Что же такое апокалипсис?

Люди были очарованы кончиной мира с древних времен. Однако слово «апокалипсис» не предназначалось для передачи этой озабоченности. В греческом языке глагол «apokalyptein» первоначально означал просто раскрыть или раскрыть.

В своем диалоге «Протагор» Платон использовал этот термин, чтобы описать, как врач может попросить пациента раскрыть свое тело для медицинского осмотра. Он также использовал это слово метафорически, когда просил собеседника высказать свои мысли.

Авторы Нового Завета использовали существительное «апокалипсис» для обозначения «откровения» божественного плана Бога для мира . В оригинальной греческой версии  «апокалипсис» — это первое слово Книги Откровения, которое описывает не только приближающееся наступление мучительного ада для грешников, но и второе пришествие Христа, которое принесет верующим вечное спасение.

Апокалипсис в современном мире.

Многие американские христиане сегодня чувствуют, что день Божьего суда уже не за горами. По данным опроса Pew Research Center, проведенного в декабре 2022 года , 39% опрошенных считали, что «живут в последние времена», а 10% заявили, что Иисус «определенно» или «вероятно» вернется при их жизни (согласно последним опросам «живут в последние времена» 92% верующих США) .

Тем не менее, некоторые верующие не воспринимают христианский апокалипсис полностью негативно. Скорее, это момент, который возвысит праведников и очистит мир от грешников.

Светское понимание этого слова, напротив, редко включает в себя этот искупительный элемент. Апокалипсис чаще понимается как катастрофическое событие , которое непоправимо изменит наш мир к худшему. Этого следует избегать, а не ждать.

Чего мы боимся больше всего, десятилетие за десятилетием.

Исследователи политических коммуникаций Кристофер Влезиен и Стюарт Сорока в своих исследованиях демонстрируют, что средства массовой информации, скорее всего, отражают общественное мнение даже больше, чем направляют его или изменяют. Хотя их исследование в основном сосредоточено на взглядах американцев на важные политические решения, их выводы, по их мнению, применимы и за пределами этих областей.

Если они правы, мы можем использовать дискуссии об апокалипсисе в средствах массовой информации за последние несколько десятилетий как барометр преобладающих общественных опасений.

Следуя этой логике, мы собрали все статьи, в которых упоминаются слова «апокалипсис» или «апокалиптический», из The New York Times, The Wall Street Journal и The Washington Post в период с 1 января 1980 года по 31 декабря 2023 года. После фильтрации статей, посвященных религии и развлечениям, было 9380 статей, в которых упоминалась одна или несколько из четырех важных апокалиптических проблем: ядерная война, болезни, изменение климата и искусственный интеллект.

После окончания Холодной во*ны страхи перед ядерным апокалипсисом преобладали не только в газетных данных, которые мы собрали, но и в визуальных средствах массовой информации, таких как постапокалиптические фильмы. Например фильм  1983 года «The Day After» посмотрели около 100 миллионов американцев, что говорило о начале интереса к поднятой теме. 

Однако к 1990-м годам количество статей, связывающих слово «апокалипсис» с климатом и болезнями  превзошло количество статей, посвященных ядерной во*не. К 2000-м годам, а тем более в 2010-е годы, внимание газет сместилось уже в сторону экологических проблем.

2020-е годы нарушили эту закономерность. COVID-19 вызвал всплеск статей, упоминающих пандемию. За первые четыре года этого десятилетия было почти в три раза больше публикаций, связывающих болезни с апокалипсисом, чем за все 2010-е годы.

Кроме того, хотя ИИ практически не освещался в средствах массовой информации до 2015 года, недавние технологические прорывы впервые в 2023 году породили больше апокалиптических статей, касающихся ИИ, чем в 1980-е было статей, касающихся ядерных проблем.

Чего нам следует бояться больше всего?

Представляют ли апокалиптические страхи, о которых мы чаще всего читаем, наибольшую опасность для человечества ? Некоторые журналисты недавно выступили с предупреждениями о том, что ядерная во*на более вероятна, чем мы думаем.

Это согласуется с точкой зрения ученых, ответственных за «Часы Судного дня» , которые отслеживают то, что они считают критическими угрозами человеческому существованию. В основном они сосредоточены на ядерных проблемах , за которыми следуют климат, биологические угрозы и искусственный интеллект.

Может показаться, что использование апокалиптического языка для описания этих проблем представляет собой растущую секуляризацию этой концепции. Например, философ Джорджио Агамбен утверждал, что изображение COVID-19 в средствах массовой информации как потенциально апокалиптического события отражает замену религии наукой . Точно так же историк культуры Ева Хорн утверждает, что современное видение конца света — это апокалипсис без Бога .

Однако, как показывает опрос Pew , апокалиптическое мышление остается распространенным среди американских христиан.

Ключевой момент заключается в том, что и религиозные, и светские взгляды на Конец Света используют одно и то же слово. Таким образом, в последние десятилетия значение слова «апокалипсис» расширилось от исключительно религиозной идеи до включения других, более движимых человеком апокалиптических сценариев, таких как «ядерный апокалипсис», «климатический апокалипсис», «апокалипсис COVID-19» и т. д.. Или «ИИ-апокалипсис», который сейчас на самом переднем крае. 

Короче говоря, сообщения об апокалипсисах в средствах массовой информации действительно дают нам некое откровение. Откровение не о том, как наступит Конец Света, а о постоянно растущем количестве способов, которыми этот свет  может закончиться. Это также раскрывает парадокс: сегодня люди часто представляют будущее наиболее ярко, когда возрождают и адаптируют древнее слово.

АВТОРЫ: Эрик Блейх – профессор политологии имени Чарльза А. Даны в Миддлбери ,  Кристофер Стар – профессор классической литературы в Миддлбери

Subscribe
Notify of
0 Comments
Inline Feedbacks
View all comments