В своем ролике за 18 апреля известный многим нашим читателям американский военный аналитик Юрий Швец упомянул крайне познавательную статью китайской газеты South China Morning Post. Как-то так совпало, что в момент, когда мокшанские геополитики грозят миру ядерным оружием и гоняют свои самолеты куда-то в бункеры в горах, китайцы решили обнародовать давнее, но доселе малоизвестное исследование о надежности этих объектов.
Суть исследования сводится к тому, что если, например, какой-нибудь Элон Маск построит себе бункер где-то в Новой Зеландии на глубине 30 метров, то Элону Маску в таком сооружении ничего не грозит. От случайного взрыва неподалеку бункер его защитит, во время как целенаправленно по Элону никто бить не будет. Однако, если правила поменяются и американцы или китайцы решат грохнуть какого-нибудь плешивого сидельца, прячущегося в горах Урала, то для современных сил и средств даже глубина 2 000 метров не является проблемой, а бункер советского образца на глубине 300 метров будет уничтожен вообще с первого захода.
Статья не является теоретическим исследованием – все результаты получены опытным путем на практике. Однако, предание этих военных секретов гласности, даже еще в такой исторический момент – это, несомненно, своеобразный ПРИВЕТ жителям мокшанских болот, питающих какие-то иллюзии на выживание в ограниченном ядерном конфликте. Поэтому, тема настолько интересная, что мы переводим для наших читателей материал South China Morning Post почти в полном объеме:
По словам военных ученых, участвующих в проекте, Китай построил новый исследовательский центр, чтобы имитировать атаку с применением ядерного оружия для уничтожения бункеров и узнать, как они повреждают оборонные объекты – даже те, которые построены на большой глубине.
В прошлом убежища, заглубленные на несколько сотен метров, считались защищенными от ядерного оружия, но китайский испытательный полигон показал, что, по словам исследователей, туннель на глубине более 2 км (1,24 мили) тоже вполне может быть разрушен.
В одном испытании смоделированный туннель почти рухнул после того, как получил пять последовательных ударов проникающего тактического ядерного заряда. В 1950-х считалось, что два снаряда в одну воронку не падают, но современные технологии сделали такое возможным.
В качестве модели для эксперимента был взят, в частности, горный комплекс Шайенн, где размещается Командование воздушно-космической обороны Северной Америки. В свое время он был назван военными США «самым безопасным объектом в мире», поскольку он был защищен слоем гранита толщиной более 500 метров (1600 футов).
Второй экспериментальной моделью стало убежище Судного Дня мокшанского правительства. Комплекс зарыт на глубине 300 метров в Уральских горах.
Наконец, третьей моделью стал Китайский объединенный боевой командный центр, построенный к западу от Пекина в естественных карстовых пещерах. Глубина залегания его сооружений составляет 2 000 метров.
По имеющейся в открытом доступе информации, полученной в ходе экспериментов 1950-х и последующих лет, большая часть экземпляров ядерного оружия не может поразить ничего, находящееся на глубине 40 и более метров. Однако, как говорит Ли Цзе, ведущий научный сотрудник Инженерного университета армии НОАК в Нанкине, современные технологии все эти архаические стандарты заставили устареть, в то время как многие строители защитных сооружений такого типа продолжают от них отталкиваться.
Например, согласно некоторым расчетам китайских исследователей, основанным на данных подземных ядерных испытаний и компьютерном моделировании, разрушения, вызванные ядерным уничтожителем бункеров с использованием новейших технологий, могут проникнуть под землю в 3-10 раз глубже, чем считалось ранее.
По словам Ли и его коллег, при тщательном расчете удара даже тактическая ядерная боеголовка может вызвать сейсмическую активность, которая высвободит общую энергию, в 1000 раз превышающую мощность самого оружия, что нанесет непоправимый ущерб инфраструктуре, расположенной очень далеко от места взрыва. Поэтому ведущие ядерные державы, такие как Китай и США, давно проявляют интерес к маломощным истребителям бункеров, поскольку это оружие практически не производит радиоактивных осадков, загрязняющих окружающую среду.
По данным Федерации американских ученых в Вашингтоне, последняя модель американской ядерной бомбы B61, разрабатываемая с 2019 года, имеет мощность от 0,3 до 50 килотонн. Это практически ничего на фоне мегатонных зарядов стратегического ядерного оружия. Но если раньше точное попадание в одну точку серии снарядов одного за другим было практически невозможно, то сегодня для развитых стран это является нормой бомбометания и стрельбы.
Вторая нерешаемая в середине прошлого века технологическая проблема – это ударные волны, возникающие в результате взрыва. Сегодня их можно моделировать, точно рассчитывая углы их движения и последующее сложение. И далее, когда эти относительно небольшие волны концентрируются, прибывая в нужно место в нужное время, эффект сложения для подземных сооружений становится катастрофическим.
Ли и его коллеги обнаружили, что в случае серии синхронных круговых ядерных взрывов небольшой мощности идущая под землю сейсмическая волна превращает в пыль бетонный тоннель, спрятанный на глубине 2 0000 метров, создавая на его стенки давление порядка 600 кг на квадратный сантиметр. А если взрывы будут не тактическими, а стратегическими, то обитатели подземного сооружения в полном составе превратятся в алмаз.
По словам команды Ли, результаты современных экспериментов показали, что популярная теория, используемая для проектирования большинства ядерно-стойких бункеров по всему миру, может быть ошибочной.
Теория образца середины прошлого века предполагает, что земная кора состоит более или менее из одного фрагмента и потому сейсмические толчки от ядерного взрыва распространяются внутри породы, как волны в воде, теряя энергию по мере увеличения расстояния. Но как современная геология, так и результаты более современных испытаний показали, что литосфера не является монолитом, она состоит из разных по составу кусков и потому ударные волны могут «прыгать» из одного места в другое, в конечном итоге передавая разрушительную энергию дальше и глубже, чем считалось возможным ранее.
По словам исследователей, данные экспериментов могут привести к более точной математической модели, позволяющей предсказать, насколько сильно подземный объект будет поврежден в результате множественных ядерных ударов и какие меры можно принять для уменьшения разрушений.